Учебный процесс 1-4 классов по программе PYP
Роль в развитии учащихся по программе Primary Years Programme (PYP)
Система критического мышления (СТО) играет важную роль в развитии учащихся по программе PYP (Primary Years Programme) — начальной программе Международного бакалавриата (IB). Она интегрируется в учебный процесс и даёт следующие ключевые преимущества для учеников:
1. Развитие навыков мышления: СТО учит детей анализировать информацию, искать взаимосвязи и делать обоснованные выводы. Они не просто запоминают факты, а учатся рассматривать проблему с разных сторон, что важно для их умственного роста.
2. Формирование исследовательских навыков: В PYP большое внимание уделяется вопросам, которые дети сами формулируют в процессе обучения. СТО помогает ученикам искать ответы на эти вопросы, самостоятельно исследуя тему, что развивает навыки исследования, любопытство и уверенность в собственных способностях.
3. Повышение вовлечённости: Критическое мышление делает процесс обучения более интерактивным и интересным. Ученики участвуют в дискуссиях, анализируют различные точки зрения, вырабатывают свои собственные мнения и аргументы. Это помогает поддерживать высокий уровень мотивации и заинтересованности.
4. Умение решать проблемы: Применяя СТО, дети учатся решать сложные задачи, разбивая их на более мелкие шаги. Это развивает их способность находить решения даже для сложных вопросов, используя методы критического анализа.
5. Открытость и креативность: СТО способствует гибкости мышления. Ученики учатся быть открытыми к новым идеям, креативно подходить к решению задач и выходить за рамки стандартного мышления, что помогает им адаптироваться к новым вызовам и ситуациям.
6. Развитие метакогнитивных навыков: Учащиеся по PYP также учатся оценивать свои собственные процессы мышления. Они задают себе вопросы, такие как: “Почему я думаю так?”, “Какие доказательства у меня есть?” и “Что мне нужно узнать?”. Это помогает развить навыки саморефлексии и саморегуляции, которые важны для постоянного роста и улучшения.
7. Эмпатия и сотрудничество: Критическое мышление помогает ученикам понимать и уважать различные точки зрения, что способствует развитию эмпатии и навыков эффективного сотрудничества в группе. В процессе обсуждений и обмена мнениями учащиеся учатся работать в команде и принимать решения вместе.
Таким образом, СТО в контексте PYP способствует не только академическому росту, но и формированию у учеников важных жизненных навыков, таких как креативность, способность к адаптации, саморазвитие и командная работа.
Работа направления PYP в 2024-25 учебном году
В настоящее время школа успешно прошла Консультационный визит по программе PYP и теперь находится в стадии подготовки к авторизации. Основные направления работы, выполняемые в рамках требований программы:
- Прохождение учителями начальной школы курсов повышения квалификации;
- Разработка и реализация рабочего плана (Action Plan) по внедрению основных стандартов и элементов программы PYP;
- Разработка и работа над исследовательской программой (Program of Inquiry) по программе PYP, включая создание и работу юнит планеры (Unit Planners);
- Формирование и внедрение системы оценивания;
- Начало работы над важным проектом программы PYP — выставкой PYP (PYP Exhibition);
- Оснащение библиотеки ресурсами (мультимедийными материалами и книжным фондом) и прохождение курсов повышения квалификации библиотекарем, а также разработка и реализация плана действий (Action Plan) по его направлению.
Учебная нагрузка
Система оценивания (в соответствии с приказом №125)
Глава 2. Порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся
6. Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется в форме формативного и суммативного оценивания. Результаты формативного оценивания предоставляются в виде баллов в выполненных работах обучающихся и/или в электронных журналах, педагог может дать пояснение.
7. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится педагогами в форме суммативного оценивания после завершения четверти или раздела (общей темы) для определения и мониторинга уровня освоения учебного материала.
8. Ученикам 2-11 классов выставляются баллы на основе формативного оценивания, суммативного оценивания за раздел/общую тему (далее — СОР) и суммативного оценивания за четверть (далее — СОЧ), которые учитываются при оценке учебных достижений обучающихся за четверть.
Шкала перевода баллов в оценки
PYP Критерии
Полностью освоено (ПМ) — 5
Ученик полностью осваивает учебные цели и навыки и понимает все понятия. Он может применять свои знания и навыки. С критическим мышлением приходит к конкретному решению. Может понятно донести своё решение. В учебном процессе ученик проявляет самостоятельность и может работать самостоятельно.
Основанное освоено (ОО) — 4
Ученик осваивает большинство учебных целей и навыков и понимает большинство понятий. Иногда возникают трудности при применении своих знаний и навыков. С критическим мышлением часто приходит к конкретному решению. Может донести своё решение понятно, но иногда испытывает трудности. В учебном процессе ученик проявляет самостоятельность, иногда обращается за помощью к учителю.
Частично освоено (ЧО) — 3
Ученик частично осваивает учебные цели и навыки и испытывает трудности с пониманием понятий. Возникают трудности при применении своих знаний и навыков. Пытается прийти к конкретному решению. Испытывает трудности с донесением своего решения, но находится в процессе обучения. В учебном процессе ученик часто обращается за помощью к учителю.
Не освоено (НО) — 2
Ученик не освоил большинство учебных целей и навыков и испытывает трудности с пониманием понятий. Испытывает трудности при применении своих знаний и навыков. Не может прийти к правильному решению. В учебном процессе ученик обращается только за помощью к учителю.
Не оценивается — НО
Не оценивается, поскольку раздел программы, указанный в отчете, не был рассмотрен с учениками / не оценивается из-за причин отсутствия ученика на занятиях.